АртАнтик
Москва, Скатертный переулок, 15
+7(495)657-84-59 info@artantik.ru


АртАнтик +7 (977) 922-63-10
График работы:
Пн-Пт: 10-19, Сб: 10-17

Новости Каталог Аукцион он-лайн Справочник Статьи Форум Контакты
 
Предметы искусства и антиквариата
 
Справочник

Тайны туалетного столика

Б
 
ольшой мир маленьких вещей, обволакивая волшебным ароматом ушедших дней, открывает взору разноликие предметы, украшавшие женский туалетный столик многие годы тому назад. Разложенные на туалетном столике предметы удобны, приятны на ощупь. Словно свернувшиеся калачиком котята, поблескивают мягкими, округлыми поверхностями пудреницы, коробочки, лоточки, флаконы.
Столики эти называли сначала просто туалетными (table de toilette), спустя какое-то время появляется еще одна разновидность под названием «пудерез» (paudereuse), т.е. столик для пудры. Был еще и отдельный столик для щипцов, которыми завивали волосы и парики, но к началу XIX века эти два последних столика исчезнут.


Флаконы с душистой водой.


Самым заметным предметом на туалетном столике дамы прошлого были флаконы настоящего венецианского стекла очень высокого качества, украшенного эмалевой росписью. Или подделки под Венецию – ведь венеци
 
анские стеклодувы не имели себе равных в Европе с XIII века. Безупречная техника исполнения, неустанный поиск новых технологий, сам воздух Ренессанса вознесли венецианское стекло на вершины художественного ремесла. Стекольных дел мастера создавали изделия из опалового, «льдистого» стекла, напоминающего матовую толщу льда мильфлерного – «тысячецветного», костяного, похожего на кость, гутного – старейшего вида стекла, цветного, отсвечивающего рубиновыми, сапфировыми, изумрудными тонами.


В больших флаконах с притертыми пробками обычно хранили «душистую воду». Таких «вод» к концу XVIII века было множество. Называли их иногда одеколонами (Eau de Cologne), поскольку были они на спиртовой основе и служили для протираний. В XIX веке вновь вернулась старинная мода сильно смачивать духами платья при глажке. До 20-х годов нашего века пользовались и туалетным уксусом.
Автору этих строк довелось в конце 1950-х годов в провинциа
 
льном болгарском городе Русе видеть, как в маленьком парфюмерном магазинчике продавали в розлив (!) розовую воду (отходы от дистилляции розовых лепестков при получении знаменитого болгарского розового масла) и «душистые воды» на спиртовой основе с отдушками из лаванды, фиалки, целебных трав, герани. Покупателю наливали столько, сколько он просил, из больших лабораторных бутылей (духи наливали из бутылей поменьше). Такой способ продажи парфюмерии был известен в Европе и на Востоке несколько веков тому назад, и лишь начало ХХ века с установившимися торговыми марками и расфасовкой в унифицированные флаконы сделало этот способ парфюмерной торговли поистине музейным.
Эфирные масла и концентрированные ароматы хранились в маленьких флаконах весьма простых форм, их приобретали у аптекарей или парфюмеров. Главным достоинством флакончика считалась способность сохранить летучий аромат, их закрывали не только притертыми, но и натуральными пробк
 
ами, запечатывая воском. Бывали и уникальные, драгоценные флакончики. В бутылочке из золота или серебра, хрусталя или резного стекла, украшенного эмалью, драгоценными камнями, соединялись изящество и высокий вкус. Так было до тех пор, пока не началось массовое производство флаконов для духов.


Слово о пудренице.


Следующим предметом по величине, но, главным образом, по значимости, на столике для светской дамы XVIII-XIX веков была пудреница. Лучшей пудрой считалась рисовая. Пудры стоили недешево и были всевозможных цветов и оттенков – от белого до розового, золотистого пестрого, палевого. Модными считались душистые пудры – апельсиновая, фиалковая, розовая, жасминовая. Обильно пудрили не только лицо, но и прическу, плечи, руки, спину. Какими же были все эти пудреницы, коробочки для румян, белил, притираний, красок для бровей и ресниц? В Золотой кладовой Эрмитажа хранится туалетный прибор чистого золо
 
та из множества предметов. Конечно, такие изделия были редкостью и предназначались императорским особам. Обычные пудреницы были из серебра, посеребренные или позолоченные, из стекла, фарфора, слоновой кости. Отделка пудрениц всегда считалась маленькой сценой, на которой ювелиры стремились блеснуть и удивить. Крупные пудреницы предназначались для туалетных столиков, поменьше и попроще – для дорожных несессеров, совсем крошки – для сумочек. Существовали пудреницы на цепочке с зеркальцем для бала.


Гребни и шпильки.


Необходимыми и очень заметными на туалетном столике были футляры и лоточки для гребней и шпилек. С незапамятных времен женщины в Европе носили длинные волосы. Гребни и шпильки менялись вместе с модой на различные прически, но неизменными оставались прекрасная художественная отделка позолотой, драгоценными камнями, использование в качестве материала черепахового панциря, кости, драгоценных м
 
еталлов. В начале ХХ века пришла мода на короткие стрижки. И постепенно с туалетного столика исчезло все, что было необходимо для ухода за длинными волосами.


Соблазнительные мушки.


Одним из необъяснимых увлечений XVIII века были мушки. Их вырезали из бархата или шелка черного цвета, иногда вправляли маленькую жемчужину, камушек или блестку. Формы бывали всевозможные – от кружочка и звездочки до экипажа и зверька. С обратной стороны они были обмазаны клеем, и прелестница слюнявила палец и лепила мушку на лицо или грудь. Положение мушки могло означать весь набор любезностей и намеков, от «я согласна» до «я неприступна». Считалось приличным носить 2-3 мушки, но находились любители шокировать общество и появлялись с 15 мушками. У дам, терявших мушки во время празднеств, имелась крохотная золотая мушечница с запасом.




Марина Колева.









Top.Mail.Ru