С
уществуют весьма приблизительные сведения о том, что еще в XVI веке в Центральной Европе в Рождество ставили на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, дольками груши и лесными орехами. В XVII веке, а, точнее, во второй половине его половине в немецких и швейцарских домах получил распространение обычай во время рождественской трапезы ставить на стол не только лиственное, но и хвойное деревце. Главное, чтобы оно было «игрушечной» величины.
И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. В конце того же столетия она попадает в Россию и превращается, хоть и медленно, в неизменный атрибут городской культуры. Холодный, глубокий аромат ели, густо-зеленый бархатистый тон ветвей стали не столько иностранной новинкой, сколько органичной частью русской зимней природы, попавшей в освещенные свечами комнаты.
В 1807 году на дрезденской рождественской ярмарке уже уже широко торговали елями, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных ёлочных игрушек. Несмотря на христианские обряды, многие языческие верования сохраняли свою жизнестойкость. Прежде всего, это выпечка игрушек-сладостей,
которые весь XIX и большую часть ХХ века оставались самыми многочисленными и любимыми. Исконный, древний смысл этих игрушек к тому времени уже забылся. Они не воспринимались как дань памяти предков или желание ублажить их души, это были всего лишь сласти.
Может быть, здесь уместно пояснить, что сахар был тогда в Европе очень дорогим. Везли его с тропических островов, и был он тростниковым. Лишь в самом конце XVIII века немецкие химики получили сахар из особого сорта свёклы. В России первую фабрику, где делали сахар из свекловичного сырья, поставили в 1803 году в Тульской губернии. И в наши дни в антикварных галереях можно увидеть старинные сахарницы-сундучки, «кубышки» и т.п., некоторые из них запирались, а ключ был у хозяйки.
Вкусные ёлочные игрушки делали из песочного или марципанового теста. Форма их также была связана с древнейшими представлениями о добре и пожеланиями благополучия. Все, из чего пекли такие игрушки, было само по себе знаком достатка и здоровья: мука, мед, орехи, молоко. Главными персонажами этого вида украшений были птицы. Традиция «вкусных» птиц существует по сию пору в ремесле по изготовлению пряников.
Дети, готовясь к Рожде
ству, наряжали ель обёрнутыми в фольгу сладкими игрушками. Ещё в начале XVIII столетия фольга была в большой моде в ювелирном деле. Её подкладывали под бриллианты, придавая им розовые, золотистые и прочие цвета, редко встречающиеся в природе. Фольгой отделывали пуговицы на одежде знатных господ, но мода сменилась, и о фольге забыли.
Ёлочный убор сделал фольгу участницей новогодних поделок.
Праздничная ель лет сто назад выглядела совсем не так, как теперешняя. На ней было много украшений, сделанных детьми. Покупные украшения могли позволить себе только состоятельные люди. Но и в таких домах дети сами клеили и мастерили картонные и ватные игрушки. Особенно ловко дети и взрослые моделировали ватные фигурки людей, животных и фрукты, обмазывая их крахмальным клеем, блёстками и расписывая красками. Такие игрушки сегодня настоящий антикварный раритет, за ними охотятся коллекционеры.
В нашей стране в первые десятилетия после революции, из-за разрухи и борьбы с пережитками прошлого, новогодняя ель была практически изъята из жизни, и только в предвоенную пятилетку празднование Нового года было официально разрешено (1935 год). Улицы Москвы, Ленинграда,
Киева украсили исполинскими елями. На фасаде московского телеграфа электрическая гирлянда сверкала новогодними поздравлениями. В Колонном зале Дома Союзов устроили главную ёлку для детей.
Довоенные ёлочные украшения - яркое смешение эстетики уходящей жизни и попытка создания стиля социалистического реализма в быту. Ватные котята в одеяльцах, золочёные шары соседствовали с дирижаблями, танками и парашютистами с надписями «СССР.
Наиболее ярким, выразительным стал советский стиль в 1950-е годы. Ёлочные игрушки не избежали ни помпезности, ни наивной парадности. Наиболее заметными стали игрушки «дворцовые люстры». Их делали из стеклянных бусин, которые нанизывали на проволоку, придавая игрушке очертания старинных люстр и фонарей. Тогда в официальной фразеологии было очень модно слово «дворец». Дворцами называли Дома культуры, высотки, вестибюли метро и т.д.
В 1949 г. К 150-летию со дня рождения Александра Сергеевича появились игрушки- персонажи пушкинских сказок: Звездочёт, Кот Учёный, Руслан, Шамаханская царица, царь Салтвн, Золотая рыбка. Такие игрушки создавались по образу и подобию старинных, продолжая традиции западноевропейские, в
особенности немецкие. Среди сказочных героев, небольших шаров, стеклянных бус, грибочков, орешков и яблок появились стеклянные игрушки, изображающие маленьких детей в зимней одежде. Можно легко заметить, что модная в ту пору фарфоровая пластика отозвалась эхом в ёлочной игрушке. Бытовые подробности, очарование этих маленьких «жанровых зарисовок» чем-то напоминали классику европейской фарфоровой идиллической скульптуры, например, берлинские или саксонские изделия.
Особняком в мире заводской или артельной продукции смотрелись игрушки, которые продавались под Новый год на колхозных рынках. Всем, кто брал в руки этих Дедов Морозов, Снегурочек и прочие ватные поделки, сообщалось какое-то ощущение игрового азарта. Эти вещи были необычными, они дарили улыбку, их очень охотно раскупали. В те времена жив был народный обычай класть между оконными рамами на вату ёлочные игрушки, словно сообщая прохожим, что здесь празднуют, и здесь живут дети.
Новогодняя разряженная елка - странное, почти мистическое пристрастие в жизни многих стран и народов. Она воплощает детскую мечту о счастье, надежду на чудеса, которые остаются в человеческом сердце до конца его дней.