С
амым мощным импульсом в искусстве начала ХХ века в России был модерн, становление которого проходило на базе традиций национальной культуры. Новое время, время повышенной активности творческих художественных сил в Советской России сохранило и приумножило лучшие традиционные качества: конструктивную ясность, логичность и красоту форм, строгое соответствие им и нарядность росписи. Всё это можно отчётливо проследить на изделиях Ломоносовского завода (ЛФЗ).
Идеология и
фарфор. Так получил
ось, что этот материал всегда ангажирован большой политикой, начиная с начала XVIII века и вплоть до блистательного феномена агитационного фарфора. метровых сталинских ваз и сегодняшних президентских подарков. Русскому фарфору удалось совместить эти две роли: инструмента пропаганды и радующий глаз, часто простодушной вещи.
Далеко не просто вдохнуть подлинный шарм - добиться "харизматичности" образа - в искусстве, рассчитаном на массовый спрос. Но скульпторы и художники: Н.Я. Данько, А.Д. Бржезитская, К.С. Рыжов, Б.И. Яковлев, Е.И. Трипольск
ая, Т.О. Давтян, З.О. Кульбах, И.И. Ризнич, Н.А. Малышева, Е.А. Гендельман, С.Б. Велихова, О.М. Богданова, Г.С. Столбова, В.Ф. Богатырёв, О.П. Таёжная, Е.Н. Лупанова, А.Г. Сотников, П.М. Кожин, Б.Я. Воробьёв и многие, многие другие, доказали это своими работами и внесли ценный вклад в общее творческое дело
советского фарфора.
Огромное значение для выражения образа, его настроения, для его художественной убедительности имеет композиция. В том именно, что ломоносовцы давно зарекомендовали
себя как композиторы-мастера, большая заслуга Н.М. Суетина - многолетнего их руководителя.
Новые художественные формы пластики, в которых соединились бы достоинства фарфоровой скульптуры, народные традиции и академическая пластика, стремилась найти Т.С. Кучкина. И это ей удалось. За короткий период работы на ЛФЗ (1937-1939) она создала жанровую скульптуру, преимущественно изображающую женщин и детей.
Традиционным элементом убранства больших парадных интерьеров всегда были вазы. Но в советское время до конца 30-х годов их завод
не выпускал. На основе изучения старой китайской керамики из собрания Эрмитажа Н.М. Суетин и С.Е. Яковлева разработали тогда более десятка форм. Производство наладило их серийный выпуск. Это были вазы высотой от пятнадцати сантиметров до полутора метров. Они имели цилиндрические тела, большие свободные поля для росписи. На таких вазах чаще всего писали композиции - успехи грандиозных социалистических строек, достижения в сельском хозяйстве, портреты государственных деятелей и просто декорированные композиции. Большими достоинствами отличаются формы мон
ументальных ваз Э.М. Криммера, созданные им в начале 1950-х годов.
Стремление увековечить память о событиях Великой Отечественной войны отразилось и в фарфоре немонументальных форм. Великолепная серия чашек, декоративных тарелок (1949) Л.И. Лебединской, посвящённая героям ВОВ. В начале 1950-х годов почти все изделия, выпускаемые на ЛФЗ, расписывались вручную. С увеличением выпуска фарфора живописцев для росписи не хватало и была разработана литографическая печать подглазурными красками с высокотемпературным обжигом. На ЛФЗ было широко разви
то рационализаторское движение. Ломоносовцы любили свой завод, каждый десятый работник что-нибудь изобретал для улучшения условий труда, для снижения себестоимости изделий, для улучшения качества и т.д.
Умение найти простые "производственные" средства, заставляющие звучать материал, необходимо отметить как большое достоинство скульптора Б.Я. Воробьёва. Воробьёв - автор, работающий главным образом как анималист. Он хороший знаток этой темы - лепит фигуру животного на основе досконального знания натуры.
Нельзя не отдать должное
радостной фантазии художника, забавности милых сказочных фарфоровых зверей Е.И. Чарушина. Они радовали людей многие годы своей весёлой игрой, пестротой и непосредственностью. Можно было бы продолжить примеры того, как многообразно и богато раскрывается искусство фарфора.
Прошедшая советская эпоха оставила нам множество фарфоровых изделий, и каждое из них - своеобразный памятник минувшему времени. Сегодня вазы, скульптуры, статуэтки и другие предметы Ленинградского фарфорового завода достойно заняли свои места в частных и музейных коллекциях.