З
олотое и
серебряное дело – не только изумительное по красоте, но и статусное по значимости искусство, всегда служившее «обрамлением» власти, государева двора. Возникнув в древности, оно пережило этапы расцвета и упадка. Постепенно вырабатывались присущие именно русскому искусству, неповторимые особенности орнаментации, форм и композиций ювелирных произведений.
XIX столетие принесло в ювелирное дело значительные перемены. Стали возникать фирмы и фабрики – технически прекрасно оснащённые, с современной организацией производства. На крупных предприятиях владельцы стали вводить разделение труда по специальностям, ч
то значительно повышало качество изделий. Изделия из золота и
серебра стали не только элитной, но и массовой продукцией, доступной для приобретения всеми слоями общества.
Огромную роль в развитии этой отрасли сыграли всероссийские выставки художественно-промышленных и мануфактурных товаров, проходившие начиная с 1829 года в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани. Участники таких выставок получали награды, значительно повышающие престиж производителей.
Изделия фирм П. Сазикова , П. Овчинникова, Д. Чичелина, Болина, Ф. Рюкерта, О. Курлюкова, Ф. Лорие, Н.В. Немирова-Колодкина, К. Фаберже, И.П. Хл
ебникова, братьев Грачёвых всегда особо выделялось экспертами. Самыми удачными, оригинальными, именно «русскими» изделиями признавались современниками «полотняные», «льняные» салфетки, полотенца, искусно сделанные из
серебра и часто украшенные цветными эмалями – в подражание народной вышивке.
Большой вклад в развитие золотого и серебряного дела внесли всемирные выставки, начиная с первой, которая проходила в Лондоне в 1851г. Русские изделия на этой выставке сразу привлекли внимание экспертов – они не ожидали увидеть такую зрелую, самобытную художественную школу. Россия принимала участие практически во всех междун
ародных выставках с 1851 по 1901 гг. и всегда получала награды и хвалебные отзывы.
Постоянная конкуренция, стремление привлечь различные слои общества к приобретению своих изделий стимулировали поиск новых технологических и технических приёмов работы с серебром, требовали активного расширения и обновления ассортимента, не только сохранения высокого художественного уровня работ, но и доведения до совершенства чистоты отделки и техники исполнения. Это способствовало привлечению русскими ювелирными фирмами к сотрудничеству известных художников, скульпторов, архитекторов, таких как Быковский, Витали, Клодт, Борников, Лансере, Обер, Микешин, Чичагов и д
р.
Впервые в истории отечественного художественного серебра ювелирные фирмы сделали его демократичным, доступным широким общественным слоям.
Многообразие стилевых, декоративных и технических приёмов отделки серебра во второй половине XIX – начале ХХ векапозволяет назвать это время поистине «золотым веком» русского художественного серебра. Эмаль расписная, живописная, витражная, эмаль по скани, эмаль по гильоширу в изделиях из серебра, скань в разнообразных серебряных вещах, традиционная техника черни, гравировка, оброн с канфарением, чеканка, использование поделочного и полудрагоценного отечественного камня, сочетание различных материалов и техн
ик, обращение к художественно-стилевому наследию предшествующих эпох и современности – всё это вошло в сокровищницу национальной школы художественного серебра.
Русское художественное серебро благодаря деятельности таких русских ювелирных фирм, как Сазикова, Курлюкова, Овчинникова, Фаберже, Хлебникова, Грачёвых, Немирова-Колодкина. Соколова, Постникова и целого ряда других, приобрело общеевропейскую известность .
Национальная школа русского художественного серебра стала крупным художественно-эстетическим явлением не только в русском, но и в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве ворой половины XIX – начало ХХ века.