С
егодня изделия завода братьев Корниловых относят к разряду элитного коллекционного фарфора. Корниловская марка - это не только достоверное свидетельство того, что изделие произведено одним из лидеров фарфоровой промышленности Росси второй трети XIX - начала ХХ века, это ещё "фирменный стиль".
История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в дале
ком 1835 году, когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом.
Под руководством братьев Корниловых фарфоровый завод так активно развивался, что уже через восемь лет существования в числе его клейм появился государственный герб России, а на завод стали поступать заказы из самого Императорского двора. Это было связано с тем, что братьям удалось добиться высочайшего качества готовых изделий. Завод Корниловых стал первым в России, где появилось
клеймо Made in Russia. Братья также стали первооткрывателями в стране по применению переводных картинок.
Смелость в экспериментах, а также ставка на лучших мастеров и последние достижения техники привела производителей к тому, что уже в 1870-х годах фарфор Корниловых превзошел по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Более того
, изящные изделия из безупречно белого фарфора, обожженные и расписанные с высочайшим мастерством, быстро обошли по своему качеству лучшую продукцию многих фарфоровых заводов Европы. В конце XIX века Корниловы продавали изделий "в год на сумму до 300000 рублей, при числе 300 рабочих".
Не каждый фарфоровый завод может похвастаться таким разнообразным ассортиментом, к
акой был на предприятии братьев Корниловых. Они сосредоточили свои усилия на разработке утилитарных вещей - чайные и столовые сервизы, чайные пары, кувшины, блюда. Скульптура же, выпускаемая заводом в начале их деятельности, с 1850-х годов практически не изготовлялась. Вот почему до наших дней дошло очень мало корниловских фигур.
Наиболее ярко в корниловской продукц
ии отразилась мода на "второе рококо" с его стремлением к выделению отдельных элементов. Сложные ажурные лепные детали, причудливые раковины и рокайли, имитация искусство середины XVIII века, подчеркивали "богатство" предметов. В выборе декора излюбленным мотивом была форма кораллов, заимствованная у декоративно-прикладного искусства Востока.
Не менее выразительно
в корниловских изделиях проявился и "русский стиль". В 1870-1880-е годы Корниловы выпускали чашки с блюдцами, тарелки, бокалы с декором, имитировавшим русскую народную вышивку на полотенцах для подношения хлеба-соли. Для разработки рисунков привлекали таких известных художников, как Н.Н. Каразин, Е.М. Бём, И.Я. Билибин и другие. Серии тарелок с воспроизведенными на них рисункам
и этих художников, сразу же стали коллекционными, и до сих пор вызывают живой интерес.
Начав с нуля, братья Корниловы достигли в производстве фарфора такого высокого мастерства, что их работы были представлены на самых разных выставках. Уже в 1839 году, то есть через пять лет после запуска завода, производителей наградили золотой медалью, к которой в дальнейшем прис
оединились и другие награды. Хотя элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции. Именно по этой причине сегодня элитный фарфор Корниловых имеет куда большую для коллекционеров ценность, чем фарфор других заводов.