В
XIX столетии фирма «САЗИКОВЪ» более семидесяти лет являлась одним из ведущих , крупнейших и старейших художественно-промышленных предприятий России, основанная Сазиковым Павлом Фёдоровичем (1793-1837) в 1810 году.
Семья Сазиковых это четыре поколения ювели
ров серебряников, своим трудом и творчеством послуживших славе России. Сазиковы стали родоначальниками так называемого "русского стиля" в ювелирном искусстве.
Его сын Игнатий Павлович (1793-1868) продолжил дело в Москве и основал отделение в Петербур
ге, после его смерти в Москве дело перешло к старшему сыну Сергею Игнатьевичу (1822-1880), а петербургское отделение унаследовал его второй сын, Валентин Игнатьевич (1830 -1877).
Фирма Сазикова была первым в России ювелирным предприятием, которое обратилось
в своих изделиях к отечественной истории и искусству и являлось одним из главных в разработке "русского" стиля. К работе привлекалось много известных художников и скульпторов, использовался передовой зарубежный опыт и оборудование.
Имитируя в серебр
е фактуру дерева, бересты, тканей, Сазиковы создавали серебряные сухарницы в виде плетёных корзинок с накинутыми на них салфетками, солонки в виде туесков и мешочков, пепельницы в форме лаптя. Гармоничность изделий и филигранность исполнения способствовали их вос
требованности в разных слоях населения, в том числе аристократических, приобщая их к эстетике народного «русского стиля».
При создании многочисленных крупных скульптур - «Витязь с конём», «Сани», «Тройка», «Чернильный прибор в виде паровоза», «Мальч
ик со свирелью» — и бесконечно многих других, Сазиковы всегда сотрудничали с известными скульпторами и художниками такими, как, Солнцевым, Далем, Монигетти, Горностаевым, Лансере, Клодт, Реймерс, Рамазанов и другими. А также в основу изделий брались эскизы Павл
а Игнатьевича. Им удалось собрать и объединить вокруг себя на фабриках в Москве и Петербурге блестящих мастеров, способных реализовать ценнейшие замыслы многих известных художников, архитекторов, скульпторов России, работавших для фирмы.
Естественно,
Сазиковы работали не только в русской манере. У них были изделия и в других, более традиционных стилях — барокко, рококо. Даже встречались работы, предвосхищавшие грядущий модерн («Чернильница и парные подсвечники» 1877 год.).
За свои высокохудожест
венные произведения фирма неизменно получала награды на всех российских и международных выставках. Фирма получила мировое признание. С 1857 года фирма имела звание придворного поставщика. Фирма Сазикова считалась одной из лучших в середине XIX века, имела почётны
е грамоты, малые и большие золотые медали за всероссийские выставки художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 гг., а также большую золотую медаль и Орден почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне в 1851 году и в 1867 году в Париже.
На выставке 1861 года И. Сазиков представил чернильный прибор в виде деревенской избы в окружении хозяйственных построек с многочисленными подробностями крестьянского быта - колодцем, птицей и пр. Пресса называла Сазикова за высокое качество чеканн
ой работы русским Бенвенуто Челлини, отмечала, что в его изделиях почти всё русское - и идея, и рисунок, и модель; он первый дал своим произведениям национальный характер. Знатоки не ожидали встретить в России "значительного фабриканта, соединяющего в себе искусс
тво художника с ремеслом промышленника".
Являясь известным в стране предприятием, фирма имела самые разнообразные заказы. Имя Сазиковых в равной степени произносилось и в аристократических кругах, и среди представителей купечества. Росту престижа
фирмы содействовали и заказы императорского двора, исполнявшиеся ею в начале 1870-х гг.
Московское отделение фирмы Сазиковых завершило свою деятельность в 1887 году, а затем и Петербургское. Фабрики Сазиковых перешла к фирме Хлебникова.