И
стория таких вещей напоминает огонек, светящийся на другом берегу. В его сиянии есть притягательность отдаленности и ощущение теплоты и гармонии обыденности.
Недорогие и незатейливые украшения могли быть сметены в корзину времени как крошки после пира, но им выпала честь наравне со старинными фотографиями и другими семейными реликвиями остаться памятью для многих людей в России.
Все эти изделия сработаны в конце XIX – начале XX века русскими и иностранными мастерами. В их скромном облике, подборе декора и камней – даже при всей ограниченности технических приемов – очевиден тысячелетний опыт ювелирного мастерства.
Вещи, о которых мы начинаем рассказ, обычно дарили к Пасхе, ко Дню Ангела, к Рождеству, по случаю окончания гимназии или курсов. Носили их всегда девушки или очень молодые женщины из среды мелких чиновников, мещан, прислуги «из хороших домов», зажиточных крестьян, ремесленников, мелких торговцев.
Усиленно рекламировали и охотно раскупали украшения из низкопробного золота – 56-й пробы. Вот как описывает свой товар в 1910 году пан Шпилевский, владелец «фирмы золотых и серебряных вещей» в Варшаве (Польша входила в состав Российской Империи): «…Во всех вещах с искусственными камнями закреплены парижские первоклассные «бриллианты» и другие цветные камни, отличающиеся прелестным блеском, игрой, шлифовкой, так что их почти невозможно отличить от настоящих драгоценных камней».
Использование шлифовальных стекол в ювелирном деле насчитывает несколько тысячелетий, а способ изготовления искусственных бриллиантов нашел в 1676 году Джордж Ровенскрафт, добавив в стекло окись свинца. Шлифованные стекла в ювелирном производстве называются стразами.
Хризолит и бирюза.
Особой популярностью у покупателей пользовались серьги, кольца, подвески с хризолитами. Иногда этот бутылочно-зеленый с золотой искоркой камень заменяли схожим с
ним уральским демантоидом, очень высоко ценимым знатоками самоцветов.
Хризолит пережил несколько всплесков моды и полное забвение. Последний раз он был моден в начале XX века, когда носили много зеленых тканей.
Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» описывает зеркала из хризолита, считая этот камень определителем женской верности. На самом деле крупные камни попадаются крайне редко. Одним из таких исторических минералов является хризолит весом 192,60 карата, хранящийся в Алмазном фонде России.
У хризолита есть древнее название – оливин. Ценятся оливины чистого бутылочно-зеленого тона различной густоты. Основным и старейшим местом добычи хризолита является остров Зебергед в западной части Красного моря.
В каталоге фирмы пана Шпилевского сказано, что «…очень кольцо 56-й пробы с настоящим (подчеркнуто) хризолитом стоит 12 рублей 50 копеек». Тогда как «…целый гарнитур из чистого золота 56-й пробы – только 15
рублей».
Чтобы сопоставить цены, имейте в виду, что средняя заработная плата мелкого чиновника в России в те годы была около 50 рублей в месяц, на которые он мог прокормить свою, порой многочисленную, семью. Так что же входило в гарнитур? «…Браслет золотой из плотного золотого обруча, на котором искусственные бриллианты превосходной игры обхватывают дублет по выбору заказчика: из рубинов, сапфиров, изумрудов или бирюзы. Брошь, пара крупных серег, кольцо такого же фасона. Отпускается в изящном футляре». Из этого пассажа очевидно, что натуральный хризолит стоил «целого гарнитура в изящном футляре».
Не меньшим успехом пользовались браслеты и броши так называемой «панцирной» работы, то есть дутые широкие цепи. Браслет 56-й пробы «…с передвижкой вместо замка, годный на любую руку», стоил в зависимости от веса от 18 до 40 рублей.
Среди цветных стразов различных самоцветов неизменно голубела натуральная бирюза, считавшаяся с древ
них времен символом благополучия, здоровья и богатства.
Мелкие лазоревые камешки соответствовали любому типу лица, оставляя ощещние чистоты и поразительной схожести с привычными русскому глазу незабудками, рассыпавшимися по темной лощине.
Бирюза, пожалуй, самый знаменитый минерал в мире. Названием он обязан персидскому «фирузем» (peruzem). У ювелиров всегда спросом пользовались камни чистого синего цвета, но они встречаются значительно реже, чем камни с зеленоватым оттенком. Бирюза хорошо гармонирует с золотом, поэтому серебряную оправу всегда золотили.
И в России очень любили серьги, браслеты и подвески из золоченого серебра, где мелкие камни бирюзы выкладывались на поверхности изделия наподобие рыбной чешуи.
Как и прочие знаменитые самоцветы, бирюзу часто подделывали или облагораживали. Брали низкосортные бледные камни и окрашивали их берлинской глазурью. Имитацией бирюзы занимались еще в Древнем Египте.
Самая красивая бирюза добывается в исторической провинции Хорасан в Иране. Поразительно то, что нишапурским разработкам уже десять тысяч лет, но они все еще используются.
Разноцветная красота.
Необычайной особенностью недорогих украшений начала XX века в России было разноцветье камней на одном изделии: хризолит, бирюза, речной жемчуг соседствовали с розовыми, красными, синими, фиолетовыми стразами. Эта кажущаяся нелепица, «мещанский вкус», имела корни в народном представлении о праздничности и красоте, восходящем к вышивке, крестьянскому костюму, к природной картине летнего разнотравья.
Люди еще не утратили традиционного восприятия цвета, в данном случае в камне как символе радости, а не только знака богатства. Желание потрафить этим вкусам явственно проявляется в череде изделий такого толка. Вкусы эти учитывались и торговцами, и самими мастерами. Особенно знаменитыми были Красносельские промыслы
близ Костромы и Рыбная Слобода под Казанью, изделия ювелиров из Богемии и Австрии. Все они и были главными поставщиками подобного товара в Россию.
Сияющие эмали.
Эмаль – это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалевые краски сохраняют блеск и свежесть навечно, потому так ярки и нарядны изделия, украшенные ими. Среди способов нанесения эмалей на изделия из серебра или золота самым известным и относительно простым можно считать роспись. Другие виды эмалей – выемчатая или перегородчатая – сложны в исполнении и стоят дорого.
Русские ювелирные изделия с эмалевой росписью, популярные в той среде, о которой мы ведем рассказ, - это в основном броши и медальоны для фотографий или локона. Доступные по цене, очень красочные, использующие столь любимые мотивы из крупных цветов или цветочных гирлянд, выполненные в основном на серебре мастерами костромских промыслов, они, на удивление, последовател
ьно отразили моду набоек на шалях, не забывая даже обрамлять цветочные композиции кобальтовыми рамочками, словно подчеркивая светлое поле, окружающее эти радостные букеты.
В 1920-е годы Коко Шанель, вдохновленная массовой ювелирной продукцией русских мастеров начала XX века, придумала несколько брошей и подвесок из обычного металла со стеклами и эмалью в «русском стиле».
Цвет и история граната.
Редкий человек на Руси никогда не видел или ничего не слышал о таком самоцвете, как гранат. Многие страницы посвятили ему великие писатели Н.С. Лесков и А.И. Куприн, написавший повесть «Гранатовый браслет». Мода на этот минерал протянулась со времен средневековья, хотя вставки из граната встречаются и в очень древних ювелирных изделиях.
Большая мода на гранат началась во второй половине XIX века, обилие украшений с гранатом сделало их очень дешевыми, а потому непрестижными. Особая техника крепления мелких к
амней была изобретена в Богемии, где добывался этот пламенно-красный минерал.
Свое название гранат ведет от латинского «granun», что означает «зерно», а так же «красная краска». Связано это, вероятно, с тем, что наиболее часто встречающаяся окраска граната - красная. Блеск минерала переливается от стеклянного до смолистого.
На память о путешествиях.
Среди недорогих, но многочисленных вещей, которые привозили из-за границы или дарили на память о поездке, были изделия западноевропейских мастеров, специально ориентированные на вкусы приезжих. Увлечение прошлыми веками подхлестнуло художественные ремесла Западной Европы, многие из которых возродились после длительного забвения. Камеи на раковине, мозаики из венецианского стекла, гребни и пряжки с затейливой отделкой, бусы из красного янтаря из местечка Пальмикен в Восточной Пруссии (ныне поселок Янтарный Калининградской области) были тщательно сработаны.
|
|