С
14 по 18 сентября в Москве состоялась акция «Блошиный рынок на Тишинке». Директор проекта Сюзанна Абдолдина.
Вы верите в магию наименований московских уголков? Ведь они давным-давно (или недавно) исчезли; ни дома, ни дерева старого не осталось. Но что-то «в имени тебе моем»… Вот вам и наука топонимика, и устойчивое желание москвичей хотя бы в названии сохранить связь времен, традицию. Случилось же это с улицей Плющиха, и с Тишинкой.
Распластался на Тишинской площади какой-то ангар из полимерных материалов и металла; и внутри он такой же угловатый и приземистый, даже имя у него серийное, таких в Москве несколько, но место-то старое, исхоженное любителями антиквариата и просто всякой всячины из недалеких лет. Кипела здесь когда-то прославленная в конце 1980-х –начале 1990-х барахолка. Поэт
ому само собой получилось, что, если уж устраивать московский «блошиный рынок», то только на Тишинке. С прошлого года решили хотя бы на 4 дня вернуть москвичам возможность отвести душу, купить что-то, поинтересоваться, посоветоваться с коллекционерами и антикварами.
Особенно важным представляется не только перечень салонов, выставивших антикварную «мелочь», но и огромное количество предметов, совершенно утративших практическое значение и возвысившихся до вершин раритетов: кумачовый ситцевый платок с портретом Сталина, солдатский патефончик, прейскурант шоколадной дореволюционной фабрики, аптечные рецепты вековой давности, дамские перчатки 1930-х годов из кожи питона, китайскую сумочку начала 1950-х из кожи с изображением древнейшего архитектурного памятника Пекина «Закрытый город» и раз
вевающимися флагами КНР (салон Арт-Антик).
Неожиданно широко были представлены художественные ремесла Индии, Непала, стран Средней Азии (интерьер-студия «Зили» и салон «Khelo»). Неопределенное место этих ярких и рукотворных вещей в общественном сознании почти соединяется с понятием «старинное» или «уникальное». Даже значительные тиражи подобной продукции не в состоянии поколебать этот стереотип.
Большая часть «блошинки» была посвящена имитации или откровенному новотворчеству, что никоим образом не умаляет красочность, декоративный, маскарадный стиль этих вещей. Особенно одежды и аксессуаров, которые с удовольствием примеряли и покупали (“Seasons” и др.). Кто-то крутил пластинки 1954 года с песнями из аргентинского фильма «Возраст любви». Голос кумира советского народа певицы Ло
литы Торрес навевал точно те же воспоминания, что и вещи, выставленные на прилавках.
«Блошинка» этого года заметно определила моду на советский стиль. Отдаляемость этого времени от сегодняшнего, определенный милый облик, когда это касалось бытовых вещей: фарфоровой пластики, открыток, этикеток, парфюмерных флаконов и т.п. – востребована. Всего этого не только не хватает в буквальном, антикварном смысле, но в этих вещах по прошествии полувека обнаружилась та душевность, гармония, которой не достает современным дизайнерским идеям.
Вся замечательная затея с «Блошиным рынком» наводит на мысль о целой череде возможностей: «Парфюмерная ностальгия», «Кукольные грезы», «Красивое старое платье» и т.п.
Марина Колева.